Йошка пришёл в себя на поверхности, в шезлонге, ничего не помня про подвал, аппаратуру, Брумберга и Зальтцера. Он сидел точно там-же где впервые встретил Феечку-Фенечку. Рядом стоял большой стол с чайными приборами. Неподалёку на столе стоял большой заварник, возле которого копошился кто-то маленький и округлый. Йошка подумал: «Мышь соня, а я на безумном чаепитии» и проверил, нет ли у него на голове цилиндра. Цилиндра не было, но зато была лысина вместо курчавой шевелюры. Мысли ворочались вяло, поэтому лысина сильно не огорчила, а вот то, что было похоже на мышь, вызвало любопытство. При внимательном рассмотрении это оказалось забавное создание, напоминающее примитивную куклу толстенькой женщины, изготовленную ребёнком, точнее даже не куклу, а слепленное из теста подобие женщины в платье и платке. Она увидела, что Йошка на неё смотрит и представилась как – то мгновенно оказавшись рядом:
– Фрау Фуххь. За волосы не беспокойся, вырастут новые, густые и шелковистые, такие что сможешь, воткнувшись головой в сугроб не мёрзнуть. Чувствуешь? Уже растут.
От головы раздавался тихий скрип, Йошка потрогал голову ладонью и обнаружил, что на ней уже появились волосы. На ощупь вполне качественные. Внутри головы было странное ощущение. И какая-то привычка к тому, что в голове должны быть странные ощущения. Йошка встал с кресла и увидел, что Фрау Фуххь на столе, заставленном чайными приборами, была не одна, там ещё возился Особо Умный Хомяк Роборовского (ОУХ Роборовского), обзавёдшийся миниатюрным рюкзачком и серебристый мышь с львиной гривой, который похоже этого рюкзака лишился. Ещё там была Феечка-Фенечка и куча других мышей. Чуть обиняком на куче сахара рафинада сидела Крулла не покидая свой кокон, она не очень часто, но регулярно вбрасывала себе вовнутрь кокона кусочки сахара и обводила окрестности каким-то бластероподобным объектом.
Феечка-Фенечка колотила что-то в колбе. Оно было серебристо-непрозрачным. Потом оно стало прозрачным и слабо-зелёным. Феечка-Фенечка удовлетворённо заявила:
– Получилось. Получай Йошка вожделенный мимореал.
Йошка смутно помнивший, что они с этой особой собирались синтезировать новые интересные наркотики, решил поправить:
– Во – первых мемориал, а во-вторых, какое отношение мемориал имеет к этой колбе.
– Мемориал никакого, он же от слова memory, память, а это мимореал, то есть мимо реальности и здравствуй прекрасное ментальное далёко. Нео со своей матрицей обзавидуется. Выпил один миллилитр и в такой матрице окажешься что никакой Морфеус штопором не выковыряет.
— Это хорошо. Можно я потом порадуюсь, сейчас в голове, что-то не так. А вот ещё вспомнил, а почему его Паллант зовут.
Йошка показал на мыша с гривой. Мышь подошёл и сказал:
— Это долгая история, почему я Паллант, а сова моя Афина.
– Её вроде Буклей звали.
— Это изначально, а вообще любая моя сова называется Афина. Это как у эльфов, короля всегда зовут Оберон. Давай я тебе лучше расскажу, почему у палладия такое интересное распределение электронов на верхней орбитали.
Йошка не успев сложить слова Палланта в смысл машинально ответил:
– Почему?
– А просто, потому что такая конфигурация электронов энергетически более выгодна чем любая иная. Понимаешь? Да? У родия, который перед палладием в таблице Менделеева, на верхней орбитали один электрон, а на предыдущей шестнадцать. По идее у палладия должен на верхней тоже быть один, а на предыдущей семнадцать. Но нет, если решить квантово-механическое уравнение, описывающее атом палладия, оказывается, что энергетически выгодней заполнить предыдущую орбиталь до полного комплекта, до восемнадцати, а верхнюю орбиталь вообще ликвидировать. Так и происходит. А у серебра, которое после палладия, на верхней орбитали один электрон, а на предыдущей восемнадцать. То есть полный комплект, два s-электрона и десять d-электронов. Понимаешь?
Йошка во время этой просветительной деятельности проводимой Паллантом несколько потерял связь с реальностью воочию представляя заполнение электронных орбиталей, понимая невозможность этого, выгодность или невыгодность конфигураций, и, похоже, снова начал отключаться. Фрау Фуххь сказала Палланту:
– Не надо больше лекций. У него после восстановления мозг ещё не собрался в кучу. Расскажи ему что-нибудь полегче, например про эмерджентность что ли.
Слово «Эмерджентность» в Йошкином мозге вызвало заинтересованность, он вернулся в реальность. Похоже, мозг выходил на рабочий режим. Ближе подошла Феечка-Фенечка. Фрау Фуххь каким-то образом почувствовавшая что информация про эмерджентность не разрушит хрупкое мозговое равновесие, сказала Палланту «Можно», дав одновременно отмашку зелёным флажком.
Краткая лекция про эмерджентность прослушанная Йошкой во время реанимации мыслительных функций.
Что такое эмерджентность?
Эмерджентность – наличие у какой-либо системы особых свойств, которых нет у её элементов, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; иначе сказать — «системный эффект».
Это формальное определение. Оно говорит и о невозможности предсказания поведения сложных систем, например кота или льва. Хотя это и так понятно исходя из квантовости нашего мира.
Эмерджентность относительна. Для некоторых эмерджентен вывод о необходимости вовремя оказаться в туалете. То, что кишечник полон, они чувствуют, что гадить в штаны плохо, они знают. А вот сложить это в необходимость своевременного посещения туалета они не могут. Таких обычно держат отдельно от людей, у которых порог эмерджентности событий несколько повыше.
Для первобытного человека эмерджентен вывод о следующем приливе или солнечном затмении. Для астрономов древнего мира эмерджентны знания о большинстве комет. Я даже затрудняюсь сказать о том какую систему можно назвать полностью эмерджентной. Всё зависит от возможности получения информации, возможности влиять на систему и самого принятого в данный момент определения эмерджентности.
Если говорить о практической стороне дела, то эмерджентны не просто сложные, а именно открытые системы, то есть те в которых есть место для поступления информации, в виде событий, извне области известной нам информации. Например, мы знаем о траекториях планет, но не знаем о траекториях астероидов в облаке Оорта. И потому трудно говорить, где будет Плутон через 100 миллионов лет. Может его орбиту крупный астероид извне изменит. А вот если возле Плутона поставить мощную пушку для отстрела астероидов могущих нарушить его орбиту, а на Плутоне несколько двигателей для корректировки орбиты, то эмерджентность системы падает.
Поведение оболтуса-наркомана, эмерджентно, вылечите его и засуньте в Суворовское училище и эмерджентность резко уменьшится. Фазовое пространство вероятностей возможных состояний сузится. События, суммарная вероятность которых высока, будут занимать гораздо меньшую часть фазового пространства. Всё равно останется вероятность и суицида, и ухода в рок-группу и перекрашивания волос, но согласитесь, что вероятность этих событий у кадета Суворовского училища гораздо ниже, чем у самоопределяющегося оболтуса, нагрузившего свой организм ЛСД с героином.
Мир изобилует выборами, когда почти бесконечно малое воздействие, изменение состояния одного нейрона, может привести к тому, что на очередной жизненной развилке с равнопривлекательными исходами будет сделан выбор. А если таких выборов множество, то предсказание становится всё менее достоверным. Как предсказание результатов длинной цепочки бросаний монетки. Или если вам угоден точный пример, то предсказание точных времён распада конкретных атомов радиоактивных веществ.
Конец лекции.
Йошка, шевелюра которого уже достигла размера предыдущей и невиданной ранее густоты осмысливал услышанное.
Феечка-Фенечка думала о том, что неожиданное спутывание мыслей от совместного воздействия сверкалок-забывалок вечмышей и последующая амнезия в принципе оказались к месту. Так как идея оставить Йошке нижний подвал теперь казалась явно неправильной. Такое в тайне не сохранишь, узнают, чрезмерное внимание, вопросы, допросы, тюрьма, побои повторное расследование, газовая камера. Феечка-Фенечка сообразила, что цепочку возможных событий она увела куда-то не туда. А лучше оставить в доступе верхний подвал, а в нижнем установить сканирующий гипермаяк и гиперпередатчик. Чтоб сюда больше никто не лез. Не астероидники, не местные Боги, не иные местные и не очень, так как парень Йошка полезный, вдруг ещё пригодится. Естественно, стабилизатор коллапсаров, без него не только Йошке, но и всем остальным жить не получится, там в нижнем подвале ещё много всякой всячины, кроме нейтронно-мусорной звезды. Не помешает и коллапсарное сторожевое устройство. Для отправления всех проникших без спросу и нетрадиционным путём, за горизонт событий.
Йошка великолепно сработал как центр кристализации, сделав возможным создание системы молекул, с такой сложной стереометрией, что вероятность её синтеза была меньше чуда Джинса. То, что парень он необычный Феечка-Фенечка знала ещё до встречи, из огромного множества иных систем, как разумных и живых, так и не обладающих этими свойствами он был выбран как некто отбрасывающий огромную тень из будущего. Подробности были не ясны, но то, что с ним ещё придётся встретиться, Феечка-Фенечка не сомневалась. Она написала письмо Брумбергу и Зальтцеру, чтоб они стёрли у себя вспоминания о Йошке, оставив только подсознательное уважение, доброжелательность и готовность помогать. Подумав и ещё раз, ощутив Йошкину тень из будущего как большую тёплую и очень подвижную руку актёра из театра вселенских теней, Феечка-Фенечка запустила и в себе мнемоформулу, которая сотрёт большую часть этих событий, оставив только данные об основной канве и полезности Йошки вообще и для Феечек в частности.
Для восстановления памяти нужно будет чтобы Йошка прошёл через серьёзные пространственно-временные передряги.
Она решила, что Хомячок Роборовского вполне сгодится как друг и помощник, он же всё-таки Особо Умный Хомячок.
Изменения, которые были спровоцированы в Йошкином организме, будут накапливаться. Кое-что вроде способности к целительству и дистанционной диагностике будет расти явно, что-то дожидаться внешнего толчка, что и как, сказать заранее было нельзя, слишком эмерджентная система получалась. Феечка-Фенечка чувствовала всеми своими многочисленными органами чувств как нити вероятностей, сплетённые в тугой клубок мицелия событий в окрестностях Йошки, претерпевают разрывы второго рода, и ткань вероятностей напоминает функцию Дирихле. Что относительность тут возводится в Абсолют и перемещение наблюдателя на один пространственный квант полностью меняет наблюдаемую картину. Интересное получилось место.
Когда Йошкина мать пришла посмотреть на сына и заодно напрячь его приготовить ужин, у Йошки блюда в среднем получалась вкуснее чем у его родительницы, то обнаружила его играющего в шахматы с Хомячком Роборовского. Поскольку это не было самым странным, что она видела у себя дома, то это не помешало отправить заняться приготовлением ужина их обоих. Мотивируя тем, что хомяк очень полезен как при открытии консервов, так и при чистке овощей.
P.S К сожалению, никто так и не заметил комплексного воздействия изменившего искусственного человека. А коллапсарный капкан вместе с нейтронно-мусорной звездой и остальными необычными объектами из нижнего подвала настолько исказили тень, им отбрасываемую на мировые линии, что службы, контролирующие реальность его не заметили. А после он научился делать разрывы в причинно-следственной цепочки стал совершенно от них скрыт в этой реальности, но начал отбрасывать ложную тень на панцирь великого Атуина, чем привлёк самый вредный вид инспекторов реальности – аудиторов, на Плоский Мир.